НЕОСОЗНАННАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Неосознанная некомпетентность (эффект Данинга — Крюгера) — это первый этап в модели развития компетентности, когда человек не подозревает о своих пробелах в знаниях или навыках. Он даже не осознает, что чего-то не знает или не умеет. Это состояние часто называют «не знаю, что не знаю».

Примеры

  • Студент, который уверен, что понимает тему, пока не столкнется с экзаменационными вопросами, выявляющими пробелы6.

  • Начинающий водитель, не осознающий сложности управления машиной в экстренных ситуациях, пока не окажется в такой ситуации3.

  • Школьники, не задумывающиеся о выборе профессии, потому что не представляют, какие навыки им потребуются6.

Как это проявляется?

  • Иллюзия компетентности: человек переоценивает свои способности («Я и так все знаю!»).

  • Отсутствие мотивации к обучению: нет понимания, зачем что-то изучать.

  • Ошибки «по неведению»: действия приводят к неудачам, но причины остаются неясными.

Почему это важно?

Пока человек не осознает свою некомпетентность, он не может начать обучение. Переход на следующий этап (осознанная некомпетентность) происходит, когда он сталкивается с проблемами и понимает: «Оказывается, я этого не умею»15.

Как преодолеть?

  • Обратная связь от экспертов или коллег.

  • Тесты и практические задания, выявляющие реальный уровень знаний.

  • Критическое самоанализ: сравнение своих навыков с эталонными требованиями.

Например, проект «Билет в будущее» помогает школьникам осознать профессиональные пробелы через практические пробы

< Вставить html код баннера сюда >
Место для адаптивного рекламного баннера

Добавить комментарий