Неосознанная некомпетентность (эффект Данинга — Крюгера) — это первый этап в модели развития компетентности, когда человек не подозревает о своих пробелах в знаниях или навыках. Он даже не осознает, что чего-то не знает или не умеет. Это состояние часто называют «не знаю, что не знаю».
Примеры
-
Студент, который уверен, что понимает тему, пока не столкнется с экзаменационными вопросами, выявляющими пробелы6.
-
Начинающий водитель, не осознающий сложности управления машиной в экстренных ситуациях, пока не окажется в такой ситуации3.
-
Школьники, не задумывающиеся о выборе профессии, потому что не представляют, какие навыки им потребуются6.
Как это проявляется?
-
Иллюзия компетентности: человек переоценивает свои способности («Я и так все знаю!»).
-
Отсутствие мотивации к обучению: нет понимания, зачем что-то изучать.
-
Ошибки «по неведению»: действия приводят к неудачам, но причины остаются неясными.
Почему это важно?
Пока человек не осознает свою некомпетентность, он не может начать обучение. Переход на следующий этап (осознанная некомпетентность) происходит, когда он сталкивается с проблемами и понимает: «Оказывается, я этого не умею»15.
Как преодолеть?
-
Обратная связь от экспертов или коллег.
-
Тесты и практические задания, выявляющие реальный уровень знаний.
-
Критическое самоанализ: сравнение своих навыков с эталонными требованиями.
Например, проект «Билет в будущее» помогает школьникам осознать профессиональные пробелы через практические пробы